Владислав Городецкий

Выдающийся киевский архитектор Владислав (полное имя — Лешек Дезидерий Владислав) Городецкий родился в мае 1863 года в польской благородной семье на Подолье в селе Шолудьки (теперь — Немировского района Винницкой области). По окончанию реального училища Святого Павла в Одессе и Императорской академии искусств в Петербурге (1890) переехал в Киев, где прожил почти 30 лет.

В конце XIX века Киев охватила «строительная лихорадка». Именно тогда появились сотни больших многоэтажных жилых домов, многообразные общественные сооружения: храмы разных конфессий, политехнический институт, гимназии, училища, пристанища, бани, театры, гостиницы, казармы, крытый рынок, ипподром, велотрек и тому подобное. Автором некоторых из них был Владислав Городецкий.

Дом национального художественного музея Украины по улице Грушевского, 6 сведен в 1897—1899 с применением в центральном портале колонн классического древнегреческого ордеру, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут этот храм прекрасного. Храм выполнен в достаточно классической манере, если бы не то, что сведен он из бетона. Дело в том, что Городецкий был заводовладельцем цементного «Тон» под Киевом и «ради рекламы» возводил большинство заказов исключительно из своего бетона. Потому дом музея, спроектированный с соблюдением всех пропорций и канонов классической архитектуры, все же является уникальным в своем роде.

Римо-католический костел Святого Николая по улице Большой Васильковской, 75 построен в рафинированных формах готики — с двумя шпилевыми башнями, традиционными для стиля круглым окном — «розой», с насыщенным лепным декором. Относительно костела, можно заметить, что в разных источниках сообщается о двух разных архитекторах храма. В одних источниках утверждают о том, что храм возводил именно Городецкий, в других — что его архитектором был Валовский, а Городецкий лишь руководил собственно строительством. Как бы то ни было, но храм действительно поражает своим великолепием и подлинностью — родство со своими средневековыми западноевропейскими братьями.

Караимская кенаса по улице Ярославив Вал, 7 сведен в 1900 году в тщательным образом украшенных формах и деталях мавританского стиля. К сожалению, во время реконструкции купол был уничтожен.

Привлекают внимание монументальные фасады прежней мебельной фабрики Й. Кимаера по улице Архитектора Городецкого, 13 и прежнего прибыльного дома по улице Большой Васильковской, 25, построенных по проектам Городецкого. Вместо этого практическая целесообразность и простота форм присутствуют в корпусах прежнего Южнорусского машиностроительного завода по улице Жилянской, 101, построенных полностью по проекту Городецкого в 1890-х годах.

Но наибольшую славу принесло Городецкому самое оригинальное сооружение ХХ века в Киеве — собственный прибыльный дом, сведенный им по улице Банковой, 10 в силе модерн в 1901—03 годах. Расположенный на стремительном крутом склоне и потому — на три этажа из улицы и на шесть — из двора, раскрытый на все четыре стороны разными асимметричными фасадами, дом Городецкого поражает воображение каждого, кто его видит. Рационально распланированный, технически совершенный дом украшен извне и изнутри множеству скульптурных украшений. Их выполнил талантливый итальянский скульптор и близкий друг архитектора — Елио Саля (1864—1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве. Новация заключалась в том, что все прикрасы изготовлены из цемента — материала столетия, и в том, что скульптор проходил уже по готовому произведению зарубкой, оставляя авторскую руку, предоставляя поверхности виду натурального камню

Настоящий зоопарк украсил фасады дома на Банковой: председатели слонов и носорогов, ящерицы и лягушки, питон и крокодил, пантера и орлы, наконец огромные цветки кувшинки, сказочные рыбы, косули и девушки в тщательным образом и остроумно продуманных и не менее искусно выполненных композициях создали незабываемый фантастический образ дома-сказки.

Владислав Городецкий строил гимназии в Умани и Черкассах, в Мошнах — больницу, в Шпику — сахарный завод, в Пещере — мавзолей Потоцких, в Евпатории — собственную виллу и тому подобное.

Неумолимые реалии вынудили архитектора Городецкого эмигрировать 1920 рок к Польше, где он продлил архитектурную практику за счет американских инвестиций в перестройку городского хозяйства разоренной войной страны.

в 1928 году та же американская компания пригласила Городецкого на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог. Там, в далеком Тегеране, уже пожилым человеком, Владислав Городецкий построил железнодорожный
вокзал, дворец для шаха, спроектировал гостиницу и тому подобное.

3 января 130 года Владислав Городецкий отошел в вечность и был похоронен на римо-католическом кладбище Долаб в Тегеране. На сером камне вычеканили польским языком эпитафию со
словами: «Профессор архитектуры».

А улица в центре Киева, которую он проектировал, на которой стоят построенные за его чертежами дома, где он жил, названо именем архитектора Городецкого.

Комментарии

А что за Э... реальное училище? было нереальное тоже?

А что за Э... реальное училище? было нереальное тоже?