Михайловский собор

Михайловский собор

Храм, как и человек, имеет свою судьбу, свои взлеты и падения. За свою жизнь он испытывает величие, но, к сожалению, ощущает и страшные пытки. Тем не менее в отличие от нас, грешных, воскресает и продолжает жить.

В двух шагах от Андреевской церкви и Софиевского собора - Михайловский собор, поднятый из руин уже в нашем столетии. А построен он был еще в 11 веке, и украшали его купола столь богатые и ослепительно блистающие, что полное имя ему дали – Михайловский Златоверхий собор.

Михайловский собор был основан в 1108 году в честь победы русских над половцами. Неоднократно перестраивался в 17 и 18 столетии. В 1935 году был разрушен коммунистами, как не составлявший исторической ценности. Перед взрывом монастыря, часть византийских мозаик и фресок XII века были сняты и размещены на хорах Софиевской катедры, а наиболее ценные, в частности, мозаический образ Святого Дмитрия Солунского, в Москве. Востановление собора было начато в 1993 году и уже весной 2000 года центральная часть Михайловского Златоверхого собора была открыта для посетителей.

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и Михаил-Святополк - основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь.
В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства.
В 1113 году собор был освящен. Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей.
В 1240 году его разграбили и сильно повредили орды Батыя.

В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами.
Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину - под руководством ленинградского профессора Фролова группа рабочих начала демонтаж фресок и мозаик собора. Много произведений искусства в период 1934 -1936 лет были грабительским способом вывезены в Россию, или же за бесценок проданы иностранным государствам.Иконостас храма уничтожен, такая же горькая была уготована и раке Варвары. Мощи святой, к счастью, сохранились. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, со временем, во Владимирский собор. После разбора Экономических ворот, в 1936 году, Михайловский Златоверхий был коварно убито! А что же дальше? Для чего нужно было разрушать религиозное сооружение? Сразу же после уничтожения собора городская власть объявляет архитектурный конкурс на застройку Михайловской площади. Было представлено великое множество проектов, один помпезнее и убийственней от другого. Победу праздновал ленинградский архитектор Лангбард, который предложил соорудить два симметричных здания Совнаркома, а между ними поставить стометровый!!! монумент вождю мирового пролетариата. В дальнейшем планировалось снести Софийский собор, скульптуру Богдана Хмельницкого, фуникулер и создать гигантскую площадь для приема парадов. Ограниченность средств и мировая война не дали, к счастью, осуществиться этим наполеоновским намерениям. Продолжительное время на святом месте были клумба, площадка для выгула собак...

Из убранства храма уцелели две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.

К восстановлению здания Михайловского Златоверхого Собора привлечены лучшие творческие силы со всей Украины. Над воссозданием каждой детали храма, от камней фундамента, до кружевных крестов венчающих золотые купола, трудились выдающиеся архитекторы, конструкторы, инженеры и строители.
Огромное значение уделено возобновлению былого великолепия внутреннего убранства собора. Творческий подход, большое умение и знание своего дела проявили художники, скульпторы, резчики по дереву, почти "с нуля" воссоздавшие сложные композиции стенных росписей и декоративных орнаментов, ажурное кружево золотого барочного иконостаса и рельефы сверкающих мраморных балюстрад.

Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей.
При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

Во время восстановления собора фрески и мозаики были возвращены в Михайловский собор.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 - Варваринский и Екатерининский пределы.